egorogr (egorogr) wrote,
egorogr
egorogr

Category:

Боевое крещение КВ-1с. часть 2

stalingradpzr211wolgari
Это — превью немецкой фотографии, однажды продававшейся на eBay. Подписи танков сделаны, наверное, продавцом, и, конечно же, вдалеке не БТ-5, а КВ-1. Но самое интересное тут, на мой взгляд, — это КВ-1с, который, благодаря отсутствию допброни на лбу корпуса и большому козырьку по типу КВ-8 вокруг люка-пробки мехвода, однозначно определяется в крайнем правом танке.

Фотографию и её подпись на обороте обсуждали на форуме РККА в 2013 г. И тогда, поскольку в подписи упомянуты „Don-Wolga” и взвод „Weilinger”, ув. grossgrisly высказал версию, что снимок сделал кто-то из 16-й танковой дивизии немцев.
16 ТД воевала в августе — ноябре 1942 г. к северу от Сталинграда, ближе к берегу Волги. Упомянутая в прошлой записи по теме 91 ТБр всё же была чуть западнее. И, если это действительно фотография 16-й ТД, гораздо больше вероятность, что на ней мы видим танки 58-й ТБр.
Эшелон с танками КВ для 58-й и 64-й ТБр, по пять штук каждой, был отправлен из Челябинска 6.09.1942. Тип танков не известен, но более 30 КВ-1с к этому моменту уже было произведено, так что они вполне могли оказаться среди отправленных.
К сожалению, по крайней мере в открытом доступе на «Памяти Народа», документов бригады за этот период почти нет. К 23 сентября бригада была передана в подчинение 7-му ТК. Причём перед началом боёв в строю упомянуты только 3 КВ из 5 по спискам.
Собственно, именно из сводок и докладов 7-го ТК и известны крохи информации по 58-й ТБр. В ходе боевых действий в районе Ерзовки и, в частности, за высоту 129.6 24–25 сентября 58 ТБр среди прочих потеряла сгоревшим один КВ, ещё один был подбит артогнём, но его, по-видимому, удалось эвакуировать: на 27.09.1942 два КВ числятся в ремонте при части и два боеспособны.
В оперсводке за 27 сентября говорится, что 58 ТБр, не имея дальнейшего успеха в наступлении, заняла оборону в районе высоты 129.6, для чего часть танков были закопаны в землю и замаскированы.
На 30 сентября в строю числится лишь один КВ, да и тот неисправен и может только вести огонь с места.
1 октября один КВ 58-й ТБр входит в состав сводной роты, приданной 84-й СД. Бои ведутся всё за ту же высоту 129.6, за южные её скаты. Высоту взять удалось ранее, но немцы пытаются её отбить контратаками.
3 и 4 октября танки КВ в строю уже не упоминаются. Что стало с танками КВ, были ли они потеряны безвозвратно или отправлены в ремонт, не понятно.
Вскоре 58 ТБр выходит из подчинения 7-му ТК и выводится в резерв.
Следует отметить, что чуть восточнее в боях за курганы с отметками +1.4 и +1.6 принимала участие 87 ТБр, также входившая в состав 7-го ТК. В её составе был 1 КВ, но почти наверняка это не был КВ-1с. Бои, судя по всему, были страшные. Только за 24–25 сентября 7-й ТК отмечает 75 вышедших из строя в обеих бригадах танков из 89 участвовавших в сражении, из них 29 безвозвратно потеряны (стр. 5).
В октябре 84 СД продолжает удерживать своими силами высоту 129.6, приданные танки в ЖБД дивизии не упоминаются. В результате атак немцев 19–24 октября части 84-й СД вынуждены были отойти с южных скатов высоты (стр. 178–185). В это время там и могла быть сделана эта фотография. Впрочем, однозначно утверждать это на основании имеющихся данных я всё же не буду.
Но, может быть, кто-то видел другие немецкие снимки этого эпизода с более чёткой привязкой по времени, месту, части или встречал описание событий с немецкой стороны?

Хочется ещё вернуться к 91-й танковой бригаде. По ней документов доступно гораздо больше, и, помимо упомянутых в прошлой моей записи, есть ещё интересные.
Так, в «сведениях о потерях танков и состоянии 91-й ТБр на 30.09.42 г.» даётся список боевых потерь танков по дням с 21 по 25 сентября. Отмечается, что непосредственно в бою выхода из строя по техническим причинам среди танков не было, а вот на марше были. В частности, один КВ-1с:
«Танк КВ № 15017 — отказ в работе подкачивающей помпы топлива и левого бортового фрикциона».
По техническим неисправностям КВ-1с за первые 15 дней эксплуатации заместителю народного комиссара обороны СССР был даже отправлен небольшой доклад.

Справедливости ради надо отметить, что перечисленные во второй части документа отрицательные стороны танков КВ в целом сформулированы, скорее всего, в основном, если не исключительно, по опыту эксплуатации более тяжёлых КВ-1, что, всё же, не совсем корректно. Так в отчёте об испытании опытных образцов КВ-1с, выполненном заводом №100 в августе–сентябре 1942 г., упомянуто сравнительное испытание разных танков КВ на проходимость по топкому грунту. Принимали участие два КВ-1с и два КВ-1, каждый тип танка на широких 700-мм гусеницах и на узких 608-мм. Результаты этого испытания признали нехарактерными для оценки проходимости из-за причин случайного характера (например, из-за невозможности оценить, одинакова ли была топкость грунта для каждого танка), и всё же оба КВ-1с прошли дальше КВ-1, прежде чем завязнуть в болоте: один на 9, второй на 12 метров (причём дальше всех прошёл танк на узких гусеницах).
А ещё среди документов 91-й ТБр есть такой с номерами танков и их экипажами..
Тут мы видим не только КВ-1с № 15010, но и КВ-1 № 11349, хотя в предыдущем документе подчёркивалось, что в сентябре в бригаде все пять положенных по штату тяжёлых танка были именно КВ-1с. Этот КВ-1 № 11349 был получен из 3-й ГвТТБр, убывшей на переформирование. Причём из списков 3-й ГвТТБр он был исключён среди прочих «естественно изношенных и подбитых в боях сентября 1942 г. и эвакуированных с поля боя, как требующих заводского ремонта» ещё приказом от 28.09.1942. В октябре 1942 г. в 91-й ТБр были, мягко говоря, не довольны такими танками. На 6 октября исправных среди них не было. Более того, хотя 3 ГвТТБр боевые действия уже не вела, 91 ТБр один из своих, видимо, наиболее уцелевших эвакуированных с поля боя КВ-1с (ещё два танка были отправлены на СПАМ) передала ей 6–7 октября. Остаётся только гадать, в роли ли тягача или чтобы восстановили заодно со своими танками… Так что я был неправ, утверждая, что КВ-1с у 3-й ГвТТБр не было. Получается, свой резкий и категоричный документ с предложениями «по конструктивному улучшению танка „КВ”» командование бригады могло написать в том числе и под влиянием этого полученного накануне подбитого КВ-1с 91-й ТБр.
11 октября 2-й танковый батальон 3-й ГвТТБр всё ещё занимался ремонтом танков КВ для 91-й ТБр, причём, последняя оценивала этот ремонт как «исключительно плохой».
Всё же к 14 октября 5 боеспособных КВ из 3-й ГвТТБр были получены.
А к вечеру 17 октября бригада пополнилась ещё одним отремонтированным КВ из 81-й или 87-й ПРБ. Что это был за КВ и чей, сказать наверняка не получается.
После октябрьских боёв в строю в 91-й ТБр остался лишь один КВ, позже отремонтировали ещё один. Был ли этот отремонтированный танк из прежнего состава бригады или принадлежал другой части, а подобрали 91-й ТБр из армейского СПАМ, из документов не ясно.
Поблизости находилась 64 ТБр, которая также прибыла с пятью новыми КВ на фронт в сентябре, но документов по ней на «Памяти Народа» крайне мало.
Упомянутый в документе по ноябрьским событиям командир танка КВ-1с № 15010 лейтенант Жолобов получил две награды в составе 91-й ТБр за бои в ноябре 1942 г. и январе 1943 г.. Но при этом на «Памяти Народа» имеет место странная неразбериха с фамилией, отчеством и званиями. Есть три карточки УПК на Жолобова (1, 2, 3). Полагаю, что это один и тот же человек. И что интересно, в карточках указана не 91, а 64 ТБр, так что, вероятно, этот его КВ-1с № 15010 начал свой боевой путь всё-таки в 64-й ТБр.

И тогда, так или иначе, в документах упомянуты четыре из пяти КВ-1с, полученные 91-й ТБр в сентябре 1942 г. с завода:
№ 15017 — технические неисправности во время марша перед боями в сентябре, дальнейшая судьба неизвестна.
№ 15020 — сгорел 21.09.1942, командир танка ст. политрук Крамаренко Владимир Андреевич, весь экипаж пропал без вести,
№ 15033 — подорвался на минах и подбит 21.09.1942, командир танка ст. лейтенант Колесниченко Григорий Павлович (погиб 20.10.1942, посмертно награждён орденом Ленина), погиб наводчик мл. лейтенант Костицин Леонид Георгиевич,
№ 1504? — подорвался на минах и подбит 21.09.1942, командир танка лейтенант Косимцев Михаил Павлович погиб.
Tags: 58 ТБр, 64 ТБр, 91 ТБр, КВ-1С, Сталинград, архивное, персоналии
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments